Новости

Инженерный центр УрФУ разработал аналог критического комплектующего для грузовых автомобилей

Модуль масляного фильтра с теплообменником для двигателя входит в число критических важных компонентов грузовых автомобилей КАМАЗ. В составе двигателя Р6 он должен безотказно функционировать и обеспечивать стабильную работу на протяжении всего срока эксплуатации транспортного средства. Он выполняет одну из важных функций по очистке моторного масла от разрушающих частиц, возникающих в процессе износа движущихся деталей и сгорания топлива, а также для охлаждения моторного масла за счет теплообмена с потоком охлаждающей жидкости.

Такие модули в больших количествах импортировались из-за границы, однако теперь появились возможности для их массового выпуска в России благодаря недавно завершившемуся проекту обратного инжиниринга этого комплектующего.

Проект был реализован на средства гранта, предоставленного Агентством по технологическому развитию (далее - Агентство), в которое в 2022 году обратился «КАМАЗ» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан), лидирующий российский производитель грузовых автомобилей.

На основании его запроса Агентством был проведен конкурсный отбор предложений потенциальных разработчиков, и в итоге его победителем стал Инженерный центр Уральского федерального университета, входящего в число лидирующих вузов нашей страны.

Им был проведен полный цикл обратного инжиниринга, начиная с изучения материалов, из которых сделан модуль масляного фильтра, подбора их заменителей, сканирования поверхностей изделия для построения 3D-модели, перевода ее в конструкторские чертежи и заканчивая разработкой опытного образца и выполнением его испытаний.

Результаты приемочных испытаний опытных образцов показали, что модуль масляного фильтра с теплообменником соответствует всем требованиям, которые необходимы для обеспечения непрерывной работы дизельных двигателей КАМАЗ Р6, имеющих потребительские характеристики мирового уровня по расходу топлива, ресурсу и т.д. Разработанная конструкция модуля также будет устанавливаться на двигатели нового поколения.

В финальной части работ комплект конструкторской документации был сдан в Агентство, его специалисты осуществили приемку и экспертизу. Теперь комплектующее может быть запущено в серийный выпуск любым отечественным производителем, имеющим подтвержденную квалификацию со стороны Агентства.

Фото: Инженерный центр Уральского федерального университета