Новости

Российские компании развивают замещение иностранных компонентов

«Сегодня мы реализуем проекты технологического лидерства – наборы технологических карт и коопераций. Там, где есть «дыры», - закрываем их мерами поддержки. Субсидирование сквозных НИОКР, подтверждение российского происхождения промышленной продукции, программы льготных займов Фонда развития промышленности «Комплектующие изделия» и «Автокомпоненты», грантовая программа Агентства по технологическому развитию», - сообщил первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков на Форуме производителей компонентов, который состоялся в рамках международного промышленной выставки «Иннопром».

Помимо него на мероприятии выступили заместитель генерального директора Корпорации МСП Никита Банцекин, заместитель генерального директора НАМИ Николай Шмидт, руководитель по развитию цифровых продуктов корпорации ТВЭЛ Максим Обухов, директор Департамента закупок услуг и сопутствующих товаров «Металлоинвеста» Андрей Лунев, коммерческий директор «Автоприбора» Александра Старикова, директор по работе с ключевыми партнерами Института нефтегазовых технологических инициатив Алексей Фадеев и др.

Николай Шмидт рассказал участникам форума о ситуации с развитием выпуска запасных частей для автомобилей взамен продукции, завозимой из-за границы. Число компонентов, имеющих критическое значение для отечественного автомобилестроение, превышает 700 позиций и для 40% из них уже найдены российские решения.

«Необходимо применять реверс-инжиниринг для иностранных компонентов, затем организовывать их масштабное производство. Программы поддержки Фонда развития промышленности и Агентства по технологическому развитию помогают решать эту задачу. Тем не менее надо развивать выпуск электроники и систем интеллектуального управления», - сказал он.

Его поддержала Александра Старикова, обратив внимание на сложную конкуренцию российской продукции с комплектующими из Китая вследствие ее высокой себестоимости. В качестве способа решения проблемы она предложила их унификацию для различных брендов машин.

«Скооперировать разработчиков, производителей и потребителей можно через платформу SK RnD Market. С ее помощью уже поддержано 225 проектов по обратному инжинирингу комплектующих изделий, в том числе для автопрома, специальной техники, беспилотников. Ведется масштабирование этого опыта с Агентством по технологическому развитию», - отметил начальник управления НИОКР-сервисов фонда «Сколково» Марат Нуриев.

Схожую платформу сделали Министерство экономического развития России и Корпорация МСП. По словам Никиты Банцекина она позволяет выстраивать производственную и сбытовую кооперацию. Сейчас в ней 11,5 тыс. позиций компонентов, для которых нужны поставщики.

Максим Обухов осветил опыт применения обратного инжиниринга в атомной энергетике. Он выявил ряд трудностей, связанных с созданием аналогов сложных по изготовлению деталей.

«Конструкторская документация разрабатывается нами только под контролем потенциального производителя - только так есть гарантия результата. Также проводятся многократные цифровые испытания для снижения будущих затрат на создание опытных образцов», - отметил он.

По мнению Алексея Лунева, промышленности нужны компетентные человеческие ресурсы, способные разрабатывать новые технологии. Алексей Фадеев указал на важность участия производителей в подготовке стандартов на оборудование и их поддержки для выхода на зарубежные рынки.

Фото: freepik.com